Виртуальный дружинник

Современные проблемы мониторинга обстановки

Одной из самых серьезных проблем при эксплуатации систем видеонаблюдения класса «Безопасный город» является сложность и неэффективность идентификации и оперативного реагирования на происшествия, происходящие в зоне наблюдения видеокамер. Особенно это проблема актуальна для мегаполисов, где количество установленных видеокамер измеряется тысячами или десятками тысяч.

Типичным решением задачи является создание диспетчерских центров. Их создание и эксплуатация порождает немало проблем:

  • значительные финансовые затраты на создание и оснащение диспетчерских центров (помещения, компьютеры, сети, мебель и прочее);
  • значительные  и постоянные эксплуатационные затраты (электроснабжение, охрана и прочее);
  • сложность с подбором кадров (работа, как правило, суточная работа);
  • нарушение закона о неприкосновенности частной жизни;
  • слишком большое количество видеопотоков на каждого диспетчера (от 48 – 50);
  • сложность удержания концентрации в течение длительного времени (суток);
Результат – крайне низкая эффективность работы при больших бюджетных затратах.

Исходные условия

  • В крупных городах, как правило, высокоскоростные каналы связи подведены в каждый дом и каждый подъезд (под высокоскоростными каналами понимаем каналы с пропускной способностью не ниже 1 Мбит/сек на абонента);
  • Уровень проникновения широкополосного доступа (ШПД) для городских домохозяйств превышает 50 процентов (в Москве – уже более 70 процентов) с явной тенденцией к увеличению;
  • В подавляющем большинстве городских домохозяйств есть персональные компьютеры;
  • Компьютерная грамотность населения достаточно высока;
  • В городах проживает большое количество социально уязвимых граждан – матери, в одиночку воспитывающие детей, пенсионеры, инвалиды, временно безработные, школьники и другие категории. 
ВСЕ ГОТОВО ДЛЯ РАБОТЫ ВИРТУАЛЬНЫХ ДРУЖИННИКОВ (ВД) !!! 
 

Основные идеи виртуального дружинника

  • Виртуальный дружинник (ВД) работает в системе у себя дома на собственном компьютере;
  • Нахождение ВД на рабочем месте контролируется с помощью специальной программы, генирирующей периодические запросы, требующие оперативной реакции ВД;
  • ВД может получать данные только с небольшого количества видеокамер (4-9 шт.). Это потребует пропускной способности входящего канала не выше 1 Мбит/сек.;
  • Периодически набор контролируемых видеокамер меняется управляющей программой. Факт смены камеры (камер) требует оперативного подтверждения путем ответа на запрос;
  • ВД имеет потенциальную возможность гибко формировать график своей работы с помощью диспетчерской программы (очень кстати готовятся поправки ТК РФ о труде дистанционных работников);
  • ВД не имеет информации о территориальном расположении контролируемых видеокамер – его задача оперативно идентифицировать  наблюдаемое происшествие и «кликнуть» кнопку тревоги;
  • Каждую видеокамеру может контролировать одновременно два-три ВД, что резко снижает вероятность не заметить происшествие;
  • После «клика» на одну из кнопок тревоги автоматически формируется электронная карточка происшествия (может быть подписана электронной подписью ВД), которая отправляется в органы правопорядка. Изображение с «тревожной» камеры автоматически выводится на монитор дежурного ОВД и/или патруля. 

Структура системы

Рабочее место виртуального дружинника

Виртуальные дружинники

Москва:
  • 1,2 миллиона жителей имеют инвалидность (почти каждый десятый москвич);
  • Около 60 тысяч инвалидов не выходят из дома по разным причинам;
  • Каждый год инвалидность получают более 75 тысяч москвичей;
  • В числе лиц, имеющих инвалидность, около 230 тысяч человек трудоспособного возраста;
  • В семьях или самостоятельно проживают около 100 тысяч москвичей, нуждающихся в постороннем уходе;
  • Количество подростков в возрасте 15-17 лет - более 250 тысяч;
  • За год более чем на 50 тысяч человек увеличивается численность пенсионеров, уже сейчас превышая 2,6 миллиона человек

Преимущества для граждан

  • Обеспечение трудоустройства социально уязвимых категорий граждан (пенсионеров, инвалидов и других);
  • Возможность оплаты услуг ШПД путем работы «виртуальным дружинником» (имеет смысл, если оператор ШПД также вовлечен в систему работы «Безопасного города»);
  • Повышения качества мониторинга обстановки в интересах администрации города и силовых структур;
  • Резкое снижение управленческих затрат силовых структур на мониторинг обстановки;
  • Развитие социальной ответственности граждан, формирование гражданского общества;
  • Развитие гражданского контроля за эффективностью работы правоохранительных органов.

Преимущества  для администрации городов

  • Огромная экономия затрат на аренду (покупку) и оснащение помещений, коммунальные платежи, закупку компьютерной и коммуникационной техники;
  • Более быстрое развертывание системы «Безопасный город»; 
  • Вовлечение в городскую жизнь людей с ограниченными возможностями;
  • Возможность использования труда граждан с более низкими финансовыми запросами (например, в других регионах).

Преимущества  для органов правопорядка

  • Снижение трудозатрат сотрудников на фиксацию и документирование правонарушений;
  • Резкое снижение затрат и времени на создание системы «Безопасный город»; 
  • Существенное снижение времени реагирования на происшествия; 
  • Возможность использования телекоммуникационной инфраструктуры операторов ШПД с качественным уровнем обслуживания. 

Преимущества для провайдеров (операторов  ШПД)

  • Участие в общественных и государственных программах большой продолжительности;
  • Расширение клиентской базы за счет виртуальных дружинников; 
  • Получение дополнительных источников дохода (в том числе, за счет кросс-финансирования);
  • Расширение перечня оказываемых услуг.