Современные проблемы мониторинга обстановки
Одной из самых серьезных проблем при эксплуатации систем видеонаблюдения класса «Безопасный город» является сложность и неэффективность идентификации и оперативного реагирования на происшествия, происходящие в зоне наблюдения видеокамер. Особенно это проблема актуальна для мегаполисов, где количество установленных видеокамер измеряется тысячами или десятками тысяч.
Типичным решением задачи является создание диспетчерских центров. Их создание и эксплуатация порождает немало проблем:
- значительные финансовые затраты на создание и оснащение диспетчерских центров (помещения, компьютеры, сети, мебель и прочее);
- значительные и постоянные эксплуатационные затраты (электроснабжение, охрана и прочее);
- сложность с подбором кадров (работа, как правило, суточная работа);
- нарушение закона о неприкосновенности частной жизни;
- слишком большое количество видеопотоков на каждого диспетчера (от 48 – 50);
- сложность удержания концентрации в течение длительного времени (суток);
Результат – крайне низкая эффективность работы при больших бюджетных затратах.
Исходные условия
- В крупных городах, как правило, высокоскоростные каналы связи подведены в каждый дом и каждый подъезд (под высокоскоростными каналами понимаем каналы с пропускной способностью не ниже 1 Мбит/сек на абонента);
- Уровень проникновения широкополосного доступа (ШПД) для городских домохозяйств превышает 50 процентов (в Москве – уже более 70 процентов) с явной тенденцией к увеличению;
- В подавляющем большинстве городских домохозяйств есть персональные компьютеры;
- Компьютерная грамотность населения достаточно высока;
- В городах проживает большое количество социально уязвимых граждан – матери, в одиночку воспитывающие детей, пенсионеры, инвалиды, временно безработные, школьники и другие категории.
ВСЕ ГОТОВО ДЛЯ РАБОТЫ ВИРТУАЛЬНЫХ ДРУЖИННИКОВ (ВД) !!!
Основные идеи виртуального дружинника
- Виртуальный дружинник (ВД) работает в системе у себя дома на собственном компьютере;
- Нахождение ВД на рабочем месте контролируется с помощью специальной программы, генирирующей периодические запросы, требующие оперативной реакции ВД;
- ВД может получать данные только с небольшого количества видеокамер (4-9 шт.). Это потребует пропускной способности входящего канала не выше 1 Мбит/сек.;
- Периодически набор контролируемых видеокамер меняется управляющей программой. Факт смены камеры (камер) требует оперативного подтверждения путем ответа на запрос;
- ВД имеет потенциальную возможность гибко формировать график своей работы с помощью диспетчерской программы (очень кстати готовятся поправки ТК РФ о труде дистанционных работников);
- ВД не имеет информации о территориальном расположении контролируемых видеокамер – его задача оперативно идентифицировать наблюдаемое происшествие и «кликнуть» кнопку тревоги;
- Каждую видеокамеру может контролировать одновременно два-три ВД, что резко снижает вероятность не заметить происшествие;
- После «клика» на одну из кнопок тревоги автоматически формируется электронная карточка происшествия (может быть подписана электронной подписью ВД), которая отправляется в органы правопорядка. Изображение с «тревожной» камеры автоматически выводится на монитор дежурного ОВД и/или патруля.
Структура системы
Рабочее место виртуального дружинника
Виртуальные дружинники
Москва:
- 1,2 миллиона жителей имеют инвалидность (почти каждый десятый москвич);
- Около 60 тысяч инвалидов не выходят из дома по разным причинам;
- Каждый год инвалидность получают более 75 тысяч москвичей;
- В числе лиц, имеющих инвалидность, около 230 тысяч человек трудоспособного возраста;
- В семьях или самостоятельно проживают около 100 тысяч москвичей, нуждающихся в постороннем уходе;
- Количество подростков в возрасте 15-17 лет - более 250 тысяч;
- За год более чем на 50 тысяч человек увеличивается численность пенсионеров, уже сейчас превышая 2,6 миллиона человек
Преимущества для граждан
- Обеспечение трудоустройства социально уязвимых категорий граждан (пенсионеров, инвалидов и других);
- Возможность оплаты услуг ШПД путем работы «виртуальным дружинником» (имеет смысл, если оператор ШПД также вовлечен в систему работы «Безопасного города»);
- Повышения качества мониторинга обстановки в интересах администрации города и силовых структур;
- Резкое снижение управленческих затрат силовых структур на мониторинг обстановки;
- Развитие социальной ответственности граждан, формирование гражданского общества;
- Развитие гражданского контроля за эффективностью работы правоохранительных органов.
Преимущества для администрации городов
- Огромная экономия затрат на аренду (покупку) и оснащение помещений, коммунальные платежи, закупку компьютерной и коммуникационной техники;
- Более быстрое развертывание системы «Безопасный город»;
- Вовлечение в городскую жизнь людей с ограниченными возможностями;
- Возможность использования труда граждан с более низкими финансовыми запросами (например, в других регионах).
Преимущества для органов правопорядка
- Снижение трудозатрат сотрудников на фиксацию и документирование правонарушений;
- Резкое снижение затрат и времени на создание системы «Безопасный город»;
- Существенное снижение времени реагирования на происшествия;
- Возможность использования телекоммуникационной инфраструктуры операторов ШПД с качественным уровнем обслуживания.
Преимущества для провайдеров (операторов ШПД)
- Участие в общественных и государственных программах большой продолжительности;
- Расширение клиентской базы за счет виртуальных дружинников;
- Получение дополнительных источников дохода (в том числе, за счет кросс-финансирования);
- Расширение перечня оказываемых услуг.